С Нового года увеличивается МРОТ
Федеральный закон от 29 октября 2024 г. N 365-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
С 1 января 2025 г. минимальный размер оплаты труда повышается до 22 440 руб. в месяц.
В настоящее время МРОТ составляет 19 242 р
Опубликован закон, уточняющий отдельные параметры налоговой реформы
Федеральный закон от 29 октября 2024 г. N 362-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Решено проиндексировать ставки акцизов на этиловый спирт, спиртосодержащую, алкогольную продукцию, сидр, пуаре, медовуху и пиво, на сигареты, папиросы (в части адвалорной составляющей), а также на автомобильный бензин, дизтопливо и моторные масла. Введена ставка акциза на прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол (вместо формул для их расчета). Акциз будет взиматься и с кваса.
С 15% до 20% увеличена ставка на прибыль по доходам в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам и обращающимся облигациям российских организаций.
Закон, предусматривает увеличение госпошлины за государственную регистрацию договоров аренды, уступки прав требования по договорам аренды, если такие договоры подлежат регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Ее размер будет составлять:
- для физических лиц - 4000 рублей;
- для организаций - 44 000 рублей.
Соответствующие положения включены в новую редакцию подп. 27.2 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Сейчас за данное регистрационное действие взимается госпошлина в размере, установленном подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (2000 руб. - для физических лиц, 22 000 руб. - для большинства организаций).
Также предусмотрены изменения в части госпошлин:
- за государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на предприятие как имущественный комплекс и за государственную регистрацию перехода прав на предприятие как имущественный комплекс;
- за госрегистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее ПИФ (приобретаемого для включения в состав ПИФ), ограничения этого права и обременений данного имущества или сделок с данным имуществом;
- в сфере оборота оружия, частной охранной и частной детективной деятельности.
От налога на имущество решено освободить территориальные сетевые организации, в т. ч. системообразующие, в отношении ЛЭП, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов классом напряжения до 35 киловольт включительно, а также кабельных ЛЭП и оборудования, предназначенного для обеспечения электрических связей и передачи электроэнергии, вне зависимости от класса их напряжения. Также на льготу имеют право организации, основным видом деятельности которых является производство электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников, в отношении имущества, входящего в состав солнечных электростанций.
Cкорректированы условия применения спецрежимов (освобожденным от НДС налогоплательщикам на УСН и ЕСХН счета-фактуры разрешили не составлять, а коэффициент-дефлятор на 2025 г. для целей УСН установлен равным 1);
Расширена география эксперимента по АУСН;
Уточнены условия освобождения от НДФЛ матвыгоды по процентам по займам на приобретение жилья;
Уточнены условия применения субъектами МСП пониженных тарифов страховых взносов, налогообложения в рамках УСН и АУСН.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Конституционный Суд РФ: коррупционеры не должны рассчитывать на сроки исковой давности
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 2024 г. N 49-П "По делу о проверке конституционности статей 195 и 196, пункта 1 статьи 197, пункта 1 и абзаца второго пункта 2 статьи 200, абзаца второго статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Краснодарского краевого суда"
Конституционный Суд РФ по судебному запросу проверил нормы о применении сроков исковой давности к требованиям прокуроров об обращении коррупционного имущества в доход государства. Судебная практика по применению этих сроков противоречива, что свидетельствует о правовой неопределенности и нарушает принципы равенства и верховенства закона.
Оспариваемая норма противоречит Конституции, так как позволяет судам применять установленные законом сроки исковой давности к упомянутым требованиям. КС предписал считать сроки в этих случаях неустановленными. Исковая давность применима к частноправовым отношениям, основанным на равенстве и автономии воли их участников. Использование исковой формы при обращении коррупционного имущества в доход государства не свидетельствует о частноправовой природе требования прокурора.
Если же законодатель решит урегулировать сроки давности, он должен учесть специфику конкретных общественных отношений. Коррупция - особенно опасное социальное явление. Она расшатывает легитимность власти, подрывает веру граждан в законность и препятствует развитию страны. Институт давности не должен нивелировать антикоррупционную политику государства, реабилитировать неправомерно нажитый капитал, поощрять коррупцию и развитие надежных способов сокрытия нелегального капитала. Использование сроков давности не должно давать коррупционеру возможность противодействовать подаче иска, принимать меры по сокрытию нарушений и приобретенного путем их совершения имущества.
Конституционный Суд РФ обязал суды учитывать срок обращения налогового органа за судебным приказом, отмененным по возражениям налогоплательщика
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2024 г. N 48-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Республики Карелия"
По заявлению налоговой мировой судья вынес судебный приказ о взыскании с гражданки задолженности по налогам. Приказ отменили из-за пропуска налоговым органом шестимесячного срока на обращение в суд. Тогда налоговая подала иск, и он был удовлетворен. Суды общей юрисдикции не придают значения срокам обращения за приказом, если после его отмены не прошло 6 месяцев.
Конституционный Суд РФ разъяснил, что такая практика придает судебному приказу несвойственное ему значение судебного акта, которым разрешен спор между налоговым органом и налогоплательщиком. Однако приказное производство осуществляется мировым судьей единолично без судебного заседания и исследования доказательств. Оно не может подменять собой исковое с его процессуальными гарантиями для сторон.
Выбор налогоплательщиком такого способа отмены судебного приказа, как возражения относительно его исполнения, а не подача кассационной жалобы не должен влечь более обременительные последствия - невозможность ссылаться в исковом порядке на пороки вынесения приказа, так как это нарушает принцип равенства.
Оспариваемая норма не противоречит Конституции. Она не легализует бессрочную возможность по судебному взысканию налоговой задолженности и не препятствует суду отказать в иске после отмены приказа из-за нарушения сроков обращения к мировому судье.