Пунктом 1 статьи 333.19 и пунктом 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации определены размеры государственной пошлины, уплачиваемой при обращении в федеральные суды и к мировым судьям субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 08 августа 2024 г. № 259-ФЗ в вышеупомянутые положения Налогового кодекса РФ были внесены изменения, предусматривающие увеличение размеров государственных пошлин в 10 раз и более.
В условиях многократного повышения размеров государственной пошлины реализация права на судебную защиту становится неэффективной и чрезмерно затруднительной.
На ограничение доступности правосудия в связи с увеличением размеров государственной пошлины указывает группа депутатов Государственной Думы РФ, направившая запрос в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности п. 1 ст. 333.19 и п. 1 ст. 333.21 НК и п. 45 и 47 ст. 2 Федерального закона от 08 августа 2024 г. № 259-ФЗ.
Инициаторы запроса в Конституционный Суд РФ полагают, что оспариваемые нормы законодательства нарушают статьи 45 и 46 Конституции РФ, которые гарантируют каждому гражданину право на судебную защиту.
На заседании 13 февраля 2025 года Конституционным Судом РФ был принят к рассмотрению вышеназванный запрос, в связи с чем высший судебный орган конституционного контроля оценит на предмет соответствия Конституции РФ положений законодательства, предусматривающих увеличение размеров государственной пошлины при обращении в суды.