По мере развития экономики, внедрения новых технологий и выпуска наукоемкой продукции, интеллектуальная собственность и нематериальные активы становятся одной из наиболее важных составных частей активов предприятия. Зачастую по стоимости нематериальные активы превосходят материальные и являются основным ресурсом компании в конкурентной борьбе. Это справедливо в первую очередь для предприятий, имеющих устойчивую деловую репутацию, владеющих известными товарными знаками или работающих на рынке наукоемкой продукции.
Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности особенно важна для предприятий высокотехнологичных отраслей.
Основной сложностью при оценке нематериальных активов (прогнозировании конкурентоспособности данного объекта, моделировании его жизненного цикла и т. д.) является недостаток объективной информации о состоянии конъюнктуры соответствующих сегментов рынка, особенно с учетом того, что все расчеты необходимо производить исходя из реальных программ и планов. Стоимость нематериальных активов (деловой репутации) для многих предприятий может составлять значительную, если не основную, часть стоимости сделки купли-продажи бизнеса.